Автоматизация автомобильных и железнодорожных весов 
 Рабочее место оператора автомобильных весов

Автоматизация весового хозяйства является достаточно важной задачей при внедрении на предприятии автоматизированных систем управления технологическими процессами и систем учета. Достоверный и оперативный автоматизированный учет поступившего сырья и материалов, а также учет отгруженной продукции позволяют не только организовать процесс движения материальных потоков, выявить нецелевое использование сырья и материалов, но и существенно сократить затраты времени сотрудников предприятия на ввод первичной документации, а также исключить влияние человеческого фактора из процесса взвешивания.

Предлагаемая нами разработка - автоматизированная система управления весовым хозяйством - может использоваться как в составе единой автоматизированной системы управления производством, включающей кроме АСУ весового хозяйства также систему контроля доступа, систему учета предприятия и систему управления технологическими процессами произодства продукции, так и использоваться на предприятии в качестве отдельной системы управления для автоматизации весового хозяйства на базе автомобильных и железнодорожных весов.

Основными функциями автоматизированной системы управления весовым хозяйством на базе L-Express являются:

  1. Возможность автоматизированного получения информации с автомобильных или железнодорожных весов, учет фактического поступления сырья и материалов на склад
    Автоматизированная система управления весовым хозяйством поддерживает модели автомобильных и железнодорожных весов с весоизмерительными преобразователями разных производителей (CAS, тензотерминалы ТСК-5 производства ОКБ Веста, тензотерминалы компании Тензо-М, Петровес, Петвес). Гибкая архитектура системы позволяет без особых трудностей расширить перечень поддерживаемых терминалов сбора данных с весов. Алгоритмы, заложенные в программное обеспечение АСУ позволяют осуществлять двухстадийное взвешивание пустого и загруженного транспортного средства с возможностью учета количества осей транспортного средства, находящихся на платформе, в случае, если все транспортное средство не помещается на весах.
  2. Ввод в систему первичной документации на сырье и материалы, ввозимые и вывозимые с территории предприятия
    При развертывании на предприятии автоматизированной системы управления весовым хозяйством одной из главных задач, возлагаемых на АСУ весового хозяйства является ввод в систему информации о полученных грузах на основании предъявленных водителями товарно-транспортных накладных. Поскольку функция контроля количества принятого груза возложена на весовщика, то логично возложить на него и задачи по вводу в систему товарно-транспортных накладных на полученный груз. В этом случае весовщик перед взвешиванием осуществляет ввод в систему данных из товарно-транспортной накладной, а затем выполняет взвешивание. На основании информации о количестве груза в документе и его фактическом количестве осуществляется в дальнейшем приходование сырья и материалов на склад. При наличии в составе системы модуля интеграции с системой учета введенные товарно-транспортные накладные автоматически будут переданы в систему учета, что избавит сотрудников, работающих в ней от повторного ввода информации из ТТН в систему учета, что существенно сократит их затраты времени на выполнение этой рутинной операции, а также снизит количество ошибок при вводе информации в базы данных.
  3. Ведение архивов взвешиваний грузов и поступления сырья, учет фактического поступления материалов на склад
    Одной из основных функций АСУ весового хозяйства является функция ведения архивов взвешивания грузов, в которых фиксируется вся информация о приходных и расходных накладных на сырье и материалы с указанием количества груза по документам, фактического количества, тары, времени въезда и выезда транспортного средства с весовой. При наличии в составе АСУ весового хозяйства модуля интеграции с системой учета вся информация по завершении взвешивания в режиме реального времени может быть передана в систему учета.
  4. Возможность идентификации транспортных средств при помощи активных меток, proximity-карт, электронных ключей
    В настоящее время все более широкое распространение получают современные электронные средства идетификации людей, транспортных средств и грузов на основе различных электронных средств идентификации на основе бесконтактных активных RFID-меток, proximity-карт, штрих-кодов и электронных ключей, с которыми в системе управления может быть связанная информация о водителе, транспортном средстве или грузе. Решения, заложенные в разрабатываемую нашими специалистами АСУ весового хозяйства, позволяют в полной мере использовать все эти средства идентификации. При работе АСУ весового хозяйства в составе системы контроля доступа информация о выданных пропусках поступает в систему сразу же после въезда машины на территорию, все активные пропуска доступны для идентификации системой управления весовым хозяйством. Использование таких электронных меток в работе позволяет исключить вероятность ошибки весовщика при вводе или выборе из справочников водителя или автомашины при оформлении товарно-транспортной накладной. Для идентификации транспортных средств могут применяться активные RFID-метки, которыми оснащается каждый автомобиль. Такое решение в принципе при отсутствии необходимости ввода первичной документации на груз (например, когда важно в первую очередь организовать весовой контроль, а не ввод в систему первичной документации) может использоваться для построения полностью автономных систем управления весовым хозяйством, где присутствие весовщика не требуется совсем. Наличие активной метки на автомашине является пропуском для заезда на весы, по которому система осуществляет управление шлагбаумами и светофорами, которыми оснащены такие автоматические весы. В этом случае RFID-метка считывается системой еще на подъезде автомашины к весам, системой в зависимости от занятости весов выдается разрешение на въезд, после заезда машины на весы автоматически выполняется взвешивание и дается разрешение на выезд. Факт взвешивания автомашины фиксируется в архивах системы. При повторном взвешивании пустой или загруженной машине система рассчитывает перевезенное количество груза и заносит информацию в архив взвешиваний.
  5. Возможность интеграции с системой контроля доступа предприятия и организации сплошного или выборочного контроля вывозимой с территории предприятия продукции
    Одной из особенностей, заложенных в разрабатываемую нами автоматизированную систему весового хозяйства, является возможность ее работы в составе единого комплекса управления доступом людей и автотранспорта на территорию предприятия. Работа АСУ весового хозяйства в составе интегрированной системы контроля доступа позволяет СКУД решать не только задачи ограничения доступа людей и автотранспорта на территорию предприятия, но и организовать дополнительный контроль вывозимой с территории предприятия продукции. Поскольку система контроля доступа на базе платформы L-Express изначально ориентирована помимо стандартных задач СКУД на решение технологических задач, связанных с контролем вывозимых с территории предприятия грузов, то в нее заложены механизмы, позволяющие организовать сплошной или выборочный весовой контроль вывозимой продукции. Т.к. все накладные на вывоз продукции в такой системе сами по себе являются пропусками на выезд с территории, которые могут быть считаны с помощью считывателей штрих-кодов или бесконтактных proximity-карт, то сотрудник службы безопасности при выезде транспортного средства с территории имеет на экране своего компьютера всю информацию о товарно-транспортной накладной, водителе и автомашине. Поэтому в качестве дополнительной меры контроля вывоза груза можно отказаться от визуального контроля груза и возложить функцию контроля количества вывозимой продукции на АСУ весового хозяйства. В этом случае взвешиванию могут подвергаться как абсолютно все выезжающие с грузом автомашины (сплошной весовой контроль), так, например, и автомашины с неполной загрузкой, в которые может быть загружен несанкционированный груз (выборочный весовой контроль). В этом случае система контролирует расхождение между ожидаемым весом груза (полученным из ТТН) и реальным весом. В случае расхождения веса сотруднику службы безопасности выдается предупреждение о необходимости задержания автомашины для дополнительной проверке, а система контроля доступа блокирует выезд данной машины с территории. Еще одним преимуществом интеграции АСУ весового хозяйства и системы контроля доступа является некоторое ускорение операций по вводу первичной документации. В этом случае информация о водителе и транспортном средстве поступает в АСУ весового хозяйства при въезде машины на территорию и для идентификации водителю достаточно приложить свой пропуск к считывателю на весовой, чтобы эта информация автоматически попала в соответствующие поля товарно-транспортной накладной на ввоз или вывоз груза.
  6. Интеграция с системой учета предприятия на базе 1С, Галактики и.т.п.
    Архитектура автоматизированной системы управления весовым хозяйством позволяет не только осуществлять управление практически любыми моделями автомобильных или железнодорожных весов, но и может быть интегрирована в функционирующие на предприятии системы учета на базе 1С, Галактики или других систем. В зависимости от каналов связи с этими системами обмен информацией может быть налажен как в режиме реального времени, когда данные передаются из одной системы в другую сразу же после попадания их в базе данных, так и в режиме пакетной передачи, когда информация передается из системы в систему через заданные промежутки времени. И, наконец, при отсутствии каналов связи между АСУ весового хозяйства и системой учета информация может переноситься из системы в систему в виде файлов.  Стандартный модуль интеграции с системой учета осуществляет прием и передачу информации в виде файлов определенной структуры, но при необходимости реализовать специфический протокол обмена с учетом пожеланий заказчика. Наличие модуля интеграции в АСУ весового хозяйства позволяет вывести систему управления на новый уровень и не только организовать оперативный обмен информацией, но и кардинально сократить трудозатраты персонала на повторный ввод в систему учета приходных накладных на сырье и материалы.
  7. Интеграция автоматизированной системы весового хозяйства с системой видеонаблюдения и видеорегистрации
    Заложенные в архитектуру платформы L-Express решения позволяют решать задачи не только управления весовым оборудованием, но и задачи, связанные с контролем работы весового хозяйства и действий персонала на весовой. Тесная интеграция АСУ весового хозяйства с модулем видеонаблюдения и видеорегистрации позволяют организовать прозрачную связь архивов АСУ весового хозяйства с видеоархивами, записанными с одной или нескольких видеокамер, установленных на весовой. Система видеонаблюдения может использоваться весовщиками в процессе выполнения ими своих должностных обязанностей для контроля заезда и выезда транспорта на весовую, а также контроля номеров транспортных средств. Служба безопасности и руководство компании могут использовать видеоархивы системы для анализа тех или иных действий весовщиков при просмотре архивов событий АСУ весового хозяйства. Все факты взвешивания транспортных средств и события, зафисированные в архиве событий позволяют автоматически показывать видеоролик с выбранной камеры на экране компьютера, что существенно повышает удобство и скорость анализа различных ситуаций, возникших в процессе работы. Использование микрофонов в сочетании с видеокамерами позволяет дополнительно производить звукозапись в сочетании с видеозаписью.
  8. Контроль и регистрация в архивах событий действий весовщика и его вмешательств в процесс взвешивания
    В процессе работы АСУ весового хозяйства системой ведутся не только архивы взвешиваний, в которых собрана информация обо всех произведенных взвешиваниях и введенных в базу данных системы приходных или расходных документов, но и архивы событий, в которых фиксируются различные события, возникшие в процессе работы оборудования (отказы связи с весами, сбои в процессе взвешивания и.т.п.), а также все вмешательства персонала в процесс взвешивания. Этот архив чрезвычайно полезен при анализе работы весового хозяйства в сочетании с анализом видеоархива

Как уже говорилось выше автоматизированная система управления весовым хозяйством может функционировать не только как автономная система управления процессом взвешивания автомашин или железнодорожных вагонов, но и являться составляющей частью в составе комплексных систем управления производством с использованием следующих наших решений:

  • Автоматизированная система управления процессом отгрузки цемента на цементных заводах и цементных элеваторах (АСУ весового хозяйства + АСУ диспетчерской службы + Система контроля доступа на территорию предприятия + АСУ склада цемента (управление подачей цемента из силосов в автомобильный и железнодорожный транспорт) )
  • Автоматизированная система управления отгрузкой сырья для карьеров (АСУ весового хозяйства + АСУ диспетчерской службы + Система контроля доступа)
  • Автоматизированный комплекс контроля и управления доступом (АСУ весового хозяйства интегрируется в систему контроля доступа и используется для дополнительного выборочного или сплошного контроля вывозимых грузов на соответствие с количеством, указанным в документах на вывоз продукции)