Управление отгрузкой продукции - одна из основных функций, возложенных на диспетчеров завода. От того, насколько быстро и оперативно происходит этот процесс зачастую зависит и общая производительность всего производства в целом. Не секрет, что при отсутствии автоматизированных систем управления оформление документов на бумажных носителях отнимает у диспетчеров очень большое количество времени, не позволяя им оперативно реагировать на сложившуюся производственную ситуацию. Отсутствие информации об очередях на отгрузочных терминалах приводит к тому, что одни терминалы завалены работой, а другие простаивают. В ведь помимо всего этого от диспетчера требуется постоянно взаимодействовать с клиентами и решать достаточно большое количество других вопросов. Все это приводит к тому, что выполнять подобную работу без автоматизированных систем может только либо очень опытный и квалифицированный человек, либо приходится решать все эти задачи группой из нескольких сотрудников.

Внедрение автоматизированных систем управления деятельностью диспетчерских служб кардинально меняет ситуацию. С этого момента диспетчер владеет полной информацией о заключенных договорах на поставку продукции, имеет возможность планировать отгрузку на основании имеющихся договоров и сменных производственных планов.
Снижение трудозатрат на оформление первичной документации является и управление загрузкой производственных мощностей является еще одним из очевидных эффектов от внедрения АСУ диспетчерской службы. Интеграция же диспетчерской программы с другими автоматизированными системами (АСУТП, СКУД, АСУ весового хозяйства, интеграция с системами учета) еще более упрощает процесс выполнения диспетчерами своих должностных обязанностей.
Процесс управления отгрузкой продукции и оформления первичной документации складывается из следующих основных этапов
  • Анализ сменных производственных планов
  • Анализ наличия свободного транспорта на территории предприятия
  • Анализ загруженности производственных мощностей
  • Оформление заданий отгрузочным терминалам на производство продукции в соответствии с наличием транспорта, размерами очередей на отгрузку на том или ином отгрузочном терминале
  • Передача заданий на отгрузочные терминалы
  • Контроль выполнения заданий на отгрузку
  • Оформление комплекта первичной документации на вывоз продукции для автомашин, в которые уже произошла отгрузка продукции
  • Выдача пропусков на вывоз продукции для предъявления службе безопасности на проходной
Рассмотрим подробнее все эти операции в контексте наличия или отсутствия автоматизации этих процессов в рамках АСУ диспетчерской службы и других автоматизированных систем, интеграция с которыми позволяет добиться максимальной эффективности в работе диспетчеров.
Наименование операцииПорядок выполнения
без автоматизации
Порядок выполнения
с автоматизацией

Необходимость интеграции
с другими системами

Анализ сменных планов Выполняется на основании переданных из отдела сбыта бумажных носителей Осуществляется на основании уже введенной в технологическую базу данных информации о принятых ранее заявках клиентов Не требуется
Анализ наличия свободного транспорта Осуществляется визуально. Когда водитель въезжает на территорию, он обязательно должен зайти и отметиться у диспетчера. До этого момента диспетчер ничего не знает о присутствии машины на территории Выполняется автоматически. Информация становится доступной сразу же после въезда автомашины на территорию Интеграция со СКУД
Анализ загруженности производственных мощностей Осуществляется либо по памяти, либо путем отметок на бумажном носителе Для выполнения анализа достаточно вызвать соответствующее диалоговое окно системы, чтобы показать ранее отправленные под загрузку, но еще не отгруженные автомашины с группировкой по отгрузочным терминалам Не требуется
Оформление заданий отгрузочным терминалам Осуществляется путем заполнения талона на отгрузку, который водитель передает оператору отгрузочного терминала. Факт оформления товарно-транспортной накладной в автоматизированной системе одновременно является оформлением задания соответствующему отгрузочному терминалу. При оформлении ТТН диспетчер просто выбирает терминал, на который собирается отправить машину. Для заполнения ТТН диспетчеру нужно лишь ввести несколько значений в поля формы ввода
  • Номер машины и ФИО водителя (при наличии интеграции с СКУД заполняются автоматически на основании информации, полученной из СКУД)
  • Количество продукции (может также заполняться автоматически на основании вместимости автомашины)
  • Номер отгрузочного терминала
Все остальные поля заполняются автоматически из имеющихся в системе справочников и на основании информации о заказе и сменной заявке.
Не требуется
Передача заданий отгрузочным терминалам Выполняется вручную путем передачи талона на отгрузку водителем оператору отгрузочного терминала Выполняется автоматически сразу же после записи оформленной товарно-транспортной накладной в базу данных L-Express Интеграция с АСУТП
Контроль выполнения заданий Выполняется вручную на основании факта возврата водителя в диспетчерскую за комплектом документов, либо путем возврата талона, возвращенного оператором отгрузочного терминала водителю Выполняется автоматически. Выполненное задание после отгрузки сразу же уходит из очереди на соответствующем отгрузочном терминале и попадает в архив отгрузки Интеграция с АСУТП
Оформление комплекта первичной документации Выполняется вручную или с помощью частичной автоматизации. Печать комплекта документов выполняется автоматически сразу же после завершения отгрузки на отгрузочном терминале. Диспетчеру нужно лишь поставить свою подпись и печать Не требуется
Выдача пропусков на вывоз продукции для службы безопасности Выполняется вручную Выполняется автоматически сразу же после завершения отгрузки на отгрузочном терминале. При неполной загрузке или по желанию диспетчера может дополнительно осуществляться автоматический выездной весовой контроль Интеграция со СКУД и АСУ весового хозяйства