Рабочее место оператора бетоносмесительных секций и АПБ31.10.20 - Завершены работы по проекту автоматизации адресной подачи бетона на производстве крупнейшего производителя Ленинградской области АО ПО Баррикада. Работы проходили в несколько этапов в связи с тем, что нашим специалистам была поставлена задача выполнить монтажные и пусконаладочные работы без остановки производства в связи с выполнением предприятием крупного государственного оборонного заказа. Опыт проведения подобных работ на других объектах у наших специалистов уже имелся, но архитектура штатной АСУ адресной подачи бетона финского разработчика существенно усложняла процесс модернизации. В результате подробного изучения особенностей финской системы нам удалось разработать схему модернизации производства с частичным выводом подсистем адресной подачи из-под управления финской системы и перевода ее под управление АСУ L-Express, уже функционировавшей к моменту выполнения проекта на 2 секциях данного цеха.

Адресная подача бетона на первом производстве АО ПО Баррикада включает в себя 7 линий адресной подачи с достаточно сложной конфигурацией, включающей в себя несколько уровней перемещения бетоновозных телег, а также стрелку для перемещения бетоновозных телег между линиями. Доставка бетона некоторым потребителям должна была осуществляться с помощью 2 бетоновозных телег, первая из которых загружалась под бетоносмесителем, двигалась до точки перегрузки, в которой производилась выгрузка бетона в следующую телегу, которая затем должна была двигаться в точку заказа продукции. Весь процесс от момента приготовления смеси до ее разгрузки в точке заказа должен был осуществляться в полностью автоматическом режиме.

Еще одной важной задачей, которую пришлось решать нашим специалистам, было обеспечение доступа в режиме реального времени к управлению автоматизированной системой адресной подачей бетона с нескольких рабочих мест операторов БСУ, т.к. конфигурация линий адресной подачи позволяет кюбелям становиться под загрузку на любой из бетоносмесительных секций. Эта задача была решена за счет уже имевшейся в функционале АСУ L-Express X возможности прозрачного управления одной автоматизированной системой с нескольких рабочих мест (возможность управления несколькими системами также имеется и реализуется на площадках с несколькими бетонными заводами). Таким образом для оператора любого БСУ управление адресной подачей выглядит полностью интегрированным в состав его рабочего места. Это позволяет оператору выполнять свои задачи с максимальной эффективностью без необходимости перехода на отдельное рабочее место.

Мнемосхема адресной подачи бетонаВысокая степень автоматизации процесса адресной подачи бетона сводит необходимость участия оператора в доставке бетона в цех практически к нулю. Заказ бетона осуществляется формовщиком из цеха с помощью поста заказа, полученное задание поступает на соответствующий БСУ, по окончании производства и выгрузки бетона кюбель автоматически стартует к точке, из которой был сделан заказ. Выбор маршрута для движения к заданной точке, скорости на том или ином участке, подъезд к точке заказа и позиционирование над приемным бункером или другим кюбелем осуществляется полностью в автоматическом режиме и не требует вмешательства оператора. Разгрузка кюбеля выполняется формовщиком с помощью операторской панели поста заказа. Система L-Express позволяет использовать неограниченное количество скоростей движения кюбеля по маршруту, за счет чего достигается высокая плавность старта и остановки, а использование высокоточных энкодеров положения позволяют оператору постоянно видеть процесс движения кюбеля, а кюбелю позиционироваться с точностью до нескольких сантиметров.

При необходимости перегрузки бетона из одного кюбеля в другой АСУ L-Express также осуществляет эту операцию полностью в автоматическом режиме. Для перегрузки система перемещает кюбель, находящийся на нижнем уровне под точку выгрузки бетона, при подъезде и остановке кюбеля с бетоном к точке выгрузки производится автоматическая выгрузка бетона, затем верхний кюбель также автоматически возвращается под бетоносмеситель для загрузки следующей порции бетона, а кюбель на нижнем уровне автоматически стартует к точке заказа бетона при необходимости находит бетоноукладчик, следует за ним при всех его перемещениях, а по команде оператора бетоноукладчика разгружается.

К настоящему моменту система введена в эксплуатацию в полном объеме.

Завершающим этапом проекта будет модернизация еще одной резервной бетоносмесительной секции для поддержания стабильного производства изделий для нужд Министерства обороны РФ. Ее ввод в эксплуатацию позволит не только повысить объемы производства, но и даст возможность выполнения ремонтных работ на других секциях без снижения общего объема производства. Завершение работ по третьей секции планируется в феврале 2021 года.

Таким образом к настоящему моменту все эксплуатирующиеся производства АО ПО Баррикада (3 цеха: 10 линий адресной подачи бетона и 4 бетоносмесительных секции) работают под управлением АСУ L-Express X.