Предыдущая версия L-Express-5 с большим успехом разрабатывалась и внедрялась нашими специалистами на протяжении 4 лет. За это время функционал системы значительно расширился, появились новые программные модули, разработаны новые технологические решения и алгоритмы управления оборудованием. Но жизнь не стоит на месте. Меняется оборудование для систем автоматизации, меняются подходы к казалось бы уже давно освоенным и отработанным задачам управления технологическими процессами, а также в последнее время произошли и существенные изменения в нашей экономике. Все эти процессы не могли не отразиться на наших подходах к реализации задач по разработке и внедрению проектов реконструкции производств, на нужды которых и ориентирована наша система.

Основными направлениями, на которых были сосредоточены наши усилия в рамках построения новой 6 версии АСУ L-Express являются:

  • Возможность построения бюджетных решений для небольших компаний

Предыдущая версия системы не была ориентирована на сегмент рынка бюджетных автоматизированных систем управления технологическими процессами и была ориентирована на высокотехнологичные компании, перед которыми стояла задача не просто провести реконструкцию производства и оснастить его современными системами управления, но и провести автоматизацию взаимосвязанных служб (диспетчерских служб, лаборатории, отделов сбыта, служб безопасности и т. п.) с целью повышения эффективности работы всего производства в целом. Начавшийся экономический кризис заставил такие компании серьезно сократить бюджеты, выделяемые на инновационные проекты, финансовые возможности средних и небольших компаний, которые до кризиса проводили или только рассматривали варианты проведения менее объемных проектов реконструкции, затрагивавших только автоматизацию технологических процессов (или в некоторых случаях варианты небольших интегрированных систем, затрагивающих 1-2 смежных подразделения). Теперь такие небольшие компании вынуждены либо совсем отложить планы реконструкции и внедрения современных средств автоматизации, либо рассматривать относительно дешевые варианты ручного или полуавтоматического управления, где основную роль продолжает играть человек. По сути такой подход является возвратом на 10-15 лет назад, когда подобные системы на наших заводах считались современными решениями.

Рассматривая все варианты построения бюджетных систем управления для наших клиентов, мы рассматривали и подобный вариант, но очень быстро от него отказались как по причине морального устаревания подобных технологий, так и по причине неэффективности вложения в нее денег нашими клиентами, не имеющими достаточных средсв сейчас, но думающих о развитии своего бизнеса в перспективе. Ведь при дальнейшем изменении экономических условий и подъеме производства, а также появлении средств на внедрение полноценных автоматизированных систем подобные устаревшие системы в основной своей массе попросту либо демонтируются, либо остаются стоять в качестве резерва на серьезной аварии автоматизированной системы (а также будут являться для недобросовестного персонала прекрасным инструментом для выполнения несанкционированных отгрузок продукции).

В результате было принято решение сделать бюджетную версию АСУ с полнофункциональным управлением технологическим процессом с компьютера, но с существенно сокращенным функционалом анализа результатов работы АСУ, ограничениями на срок хранения технологических архивов, а также количество рецептур дозировочных составов. Такой подход позволяет нашим клиентам получить систему управления, ничуть не уступающую в плане управления технологическим процессом нашему основному продукту, а также имеющую достаточную базу для ведения текущей отчетности о работе производства, что существенно ценнее пультов ручного управления или систем полуавтоматического управления.

Еще одним плюсом такого подхода является переход на стандартную версию без изменения выполненого ранее монтажа и без остановки производства при появлении возможностей и финансовых ресурсов.

Конечно, минусом при таком подходе является более высокая цена по сравнению с ручными пультами и системами полуавтоматического управления, но этот минус легко компенсируется существенно более высоким функционалом системы управления и защиты от несанкционированных действий недобросовестного персонала.

  • Изменение архитектуры аппаратной платформы автоматизированной системы управления

В рамках проекта по разработке новой 6 версии АСУ L-Express перед специалистами компании была поставлена задача не только создать еще более мощную версию системы для выполнения легко масштабируемых проектов для объектов различной степени сложности, но и внести существенные изменения в аппаратную платформу системы. Среди основных требований, предъявляемых к аппаратной платформе системы можно выделить следующие:

  • Сокращение сроков изготовления оборудования АСУ
  • Единая аппаратная платформа как для крупных проектов, так и для небольших бюджетных решений
  • Cущественное сокращение трудозатрат на прокладку кабельных трасс и монтаж оборудования на объекте, снижение сроков остановки объекта для проведения монтажных и пуско-наладочных работ

Опыт модернизации современных импортных бетонных заводов, наработанный нашими специалистами в рамках проектов замены штатных систем управления бетонных заводов ELBA, LIEBHERR, SIMEM, ORU, а также ряд наработок в других областях склонили чашу весов к переходу от централизованных к распределенным системами управления.

В январе 2009 года был сдан в эксплуатацию пилотный проект системы автоматизации бетоннного завода Liebherr, где еще в рамках 5 версии системы была использована новая платформа построения аппаратной архитектуры. Монтаж АСУ был выполнен в кратчайшие сроки, а переключение на новую систему управления заняло менее одной рабочей смены. Такой метод окончательно убедил нас в правильности данного подхода.

  • Дальнейшее расширение возможностей системы по анализу и повышению эффективности работы производства за счет реализации новых инструментов анализа работы производства, а также улучшения алгоритмов управления технологическим оборудованием

Наряду с работами по разработке новых модулей системы L-Express, а также с работами по усилению интеграции различных АСУ, входящих в состав продукта в рамках новой версии системы мы не обошли своим вниманием и расширение функционала системы. В новой версии системы была выполнена существенная переработка действующих модулей, добавлены новые алгоритмы управления технологическими процессами, позволяющими повысить скорость приготовления продукции, надежность при отработке различных нештатных ситуаций. Ниже приведен перечень самых основных модернизаций, произведенных в рамках новой версии АСУ L-Express:

  • Полностью переработан механизм формирования и отображения информации в архиве событий, расширено количество регистрируемых событий, а также существенно упрощен анализ информации, хранящейся в архиве
  • Существенно переработан очень востребованный технологами модуль просмотра диаграмм работы оборудования (циклограмма), в рамках новой версии добавлена прозрачная интеграция модуля с архивом событий, что позволило значительно упростить анализ эффективности работы оборудования
  • Существенно переработаны алгоритмы управления технологическими процессами на производствах со сложными технологическими схемами и включающими в рамках одной АСУ несколько бетоносмесительных секций, с разделяемыми дозаторами (дозаторами, которые могут использоваться несколькими смесителями)
  • Расширены алгоритмы управления рециклинговыми установками, а также расширены функции по учету результатов работы этих установок
  • В систему добавлен новый модуль контроля и управления пластичностью бетонной смеси
  • В систему добавлены новые алгоритмы автоматического управления температурой бетонной смеси
  • В модуле лаборатории полностью переработан алгоритм управления аналогами компонентов дозировочных составов, что позволило наладить полноценный учет расхода компонентов по маркам и производителям и другим физико-химическим свойствам, по которым требуется фиксировать расход материалов (особенно это актуально для учета цемента)
  • Все архивы системы, справочники и диалоги, связанные с выполнением текущей работы теперь используют новый механизм пользовательских фильтров, что повышает удобство поиска и отбора нужной информации из технологической базы данных
  • Развитие основного направления, на которое нацелены все наши решения - построение интегрированных систем управления охватывающих и связывающих в единое целое различные технологические и производственные процессы на предприятиях

В рамках разработки новой 6 версии L-Express нашими специалистами уделялось внимание не только всем вышеперечисленным новшествам, но и дальнейшему развитию направления построения интегрированных систем управления производством, охватывающим не только какой-то отдельно взятый технологический процесс, но и взаимосвязанные цепочки технологических процессов, вместе вязанных с ними вспомогательных служб оперативного управления (диспетчерская служба, отделы сбыта, логистики и т. п.), технологической поддержки (лаборатория, служба технологов), а также службы безопасности предприятия (системы учета прохода-проезда на предприятие, электронный контроль вывозимой продукции по накладным и т.п.)

В новой версии были существенно переработаны АСУ управления технологическим процессом и АСУ адресной раздачи бетона с целью обеспечения их более тесной интеграции. В рамках новой версии обеспечена полная интеграция этих систем, а также в единую технологическую базу данных добавлены новые возможности, позволяющие анализировать совместную работу двух этих систем, начиная от приготовления конкретной порции бетона и заканчивая доставкой его в цех. Движение бетона в цех по каждой из отгрузок теперь можно отследить вплоть до прохождения каждого участка маршрута, а также проконтролировать время разгрузки бетоновоза (тележки развозки бетона) и время его простоя в ожидании разгрузки

Еще одним направлением развития новой версии стали разработки по интеграции разработанных нами систем контроля доступа, ориентированных на специфику промышленных предприятий, и диспетчерских служб. Благодаря развитию этого направления у службы безопасности появилась оперативная информация обо всех оформленных товарно-транспортных накладных на вывоз продукции, а у диспетчерской службы появилась возможность реального контроля производственного транспорта, находящегося на территории предприятия, а также появилась возможность ускорить оформление товарно-транспортных накладных за счет информации о водителе и автомашине, въехавшем на территорию предприятия, полученной из системы контроля доступа. Ввод фамилии водителя и информации об автомашине теперь заменился электронной регистрацией (простым прикладыванием пропуска к считывателю, имеющемуся у диспетчера).

Ну и, наконец, в рамках данной версии системы на основе уже разработанных АСУ склада инертных материалов, и цемента АСУ бетоносмесительных узлов, АСУ адресной раздачи, АСУ формовочного цеха, АСУ термовлажностной обработки ЖБИ, АСУ заводской лаборатории а также системы контроля доступа разработана концепция управления крупным производством железобетонных изделий. Данная концепция предполагает тесную интеграцию указанных АСУ и СКД с автоматизированными системами управления производством и позволяет не только автоматизировать отдельно взятые технологические процессы, но тесно увязать их ссистемами управления планово-производственных отделов, бухгалтерией и отделами сбыта предприятия, работающих под управлением АСУП, и дать им информацию о результатах различных технологических процессов с привязкой к КАЖДОМУ изготовленному изделию. Таким образом, по каждому изделию можно будет видеть всю историю его производства, начиная от сырья, (марок, производителей) поданного в расходные бункера БСУ, отклонений от дозировочных составов, временных параметров подачи бетона на линию, графиков термовлажностной обработки и заканчивая маркировкой этих изделий активными метками, автоматизацией складирования и вывоза изделий за пределы предприятия с автоматизированным контролем соответствия вывозимой с предприятия продукции оформленным накладным. Завершение процессов разработки единого технологического комплекса для производств ЖБИ предполагается в 3 квартале 2010 года

 

В рамках программы по продвижению новой 6 версии системы L-Express на рынок планируется выполнить бесплатное обновление версии системы для тех наших клиентов, с которыми к моменту выхода новой версии будут иметься действующие договора на техническое сопровождение наших систем, а также для тех клиентов, которые не так давно выбрали наши решения, и для чьих систем к моменту выхода новой версии не истечет гарантийный срок эксплуатации. Предложение по бесплатному обновлению будет действовать в рамках конфигурации, установленной у каждого конкретного клиента.